О нас

Хэндлинг Фотосъёмка Документы в РКФ Здоровье Библиотека Гостевая Карта сайта

Вы здесь: Поездки - Карелия-2006

Карелия - 2006

Фото при клике открываются в большом размере

Если Алтай я выложила через 8 месяцев после поездки, то с Карелией я побила все рекорды... Я "сделала это" почти через год! Не хотелось делать какой-то рядовой "склад" фотографий, а на такую страницу, какой я её задумала, нужно было много времени и - вдохновенье! Надеюсь, что у  меня это получилось, и вам понравится.
Небольшой географичесский экскурс в район сплава. Ниже я расположила карты разного масштаба для того, чтобы у вас было представление о том, где именно мы были (нажмите на фото, чтобы рассмотреть крупнее). Уже после похода мы прикупили справочной литературы о Карелии. Я, конечно, своими глазами убедилась, что озёр в Карелии неисчислимое множество...но когда я прочитала, что их там около 60 тысяч..... Невероятно красивый рельеф Карелии обусловлен "ярко выраженными следами деятельности ледника"

Место Карелии на карте России
Район нашего сплава - северо-восток Карелии
Детализированная карта - от ст.Энгозеро до мыса Соломенного

Наша поездка началась в поезде Москва-Мурманск, до ст.Энгозеро. Названия подавляющего большинства озер оканчиваются на "-озеро", в чем вы дальше сами убедитесь. Острова часто называются "... Луды", а реки "...ярви". Очень необычно! Поскольку мы никогда ничего не делаем своевременно , то билеты удалось достать лишь самые препоганые, боковые, причем в разных вагонах. Так что Кэсси периодически "гостила" то у меня, то у Олега в вагоне. Ближе к ночи Олег обнаружил, что с ним в вагоне едут наши будущие "одногруппники". Дело в том, что мы выбрали эту поездку через туроператора, набиравшего группу среди всех желающих. Глубокой ночью мы сошли с поезда, нас встретил наш будущий инструктор, мы обменялись любезностями в виде кодового слова (дело не лишнее, ибо очень легко по ошибке можно уйти не с той группой, не с тем инструктором и не на тот маршрут), а Кэсси сообщила местным собакам, что она приехала.
На машинке нас довезли до базового лагеря - палаточного, на берегу оз.Песчаного. Темень-хоть глаз коли! Здесь я испытала свой первый животный ужас Шарясь по берегу, мы потеряли из виду Кэсси, стали светить вокруг себя фонариком. И вдруг на высоте примерно 1,5 метра от земли я вижу светящиеся синие глаза. Видите ли, нечасто приходится встречаться с чем-то, у чего (кого) рост 1,5 метра и глаза в темноте светятся. Я думала - скончаюсь на месте Оказалось, это хулиганистая Мыша-Малыша забралась на высоченный камень и с недоумением на нас смотрела, мол, чё орете, здесь я. Пока мы наошшшуп разведывали окрестности, наш второй инструктор нам всем, неофитам (нас было 12 человек), сготовил ужин. Кэсси сказала, что сушняк она есть не будет, а будет вот эти макаронищи толщиной в палец, со свиной тушенкой Мы "завернули" её спать, подальше от котла.
Утром следующего дня мы перезнакомились все получше, побродили по очень красивому озеру, на берегу которого и стояли ночью, решили вопросы продовольствия, сдали особо бесполезные вещи нашему инструктору Тарасу. Телефон тоже можно было сдать, но кто ж знал!.. Тарас увез всё это в дер.Калгалакша, в которой заканчивался наш маршрут (но до этого ещё ооой как далеко). Мы с Олегом обнаруживаем, что виды здесь неописуемой красоты, достаем фотокамеру и начинаем снимать, СНИМАТЬ Затем надуваем катамараны, устраиваем и привязываем на них вещи (бочки с продовольствием, палатки, вещмешки, рюкзаки и т.п.) и спускаем всё это великолепие на воду.

Надо сказать, что перед поездкой я жутко мылилась на тему спасжилета для Кэсси. В итоге мы изобрели "костюм Бэтмена" - купили летний комбез-"пыльник" и прикрепили к нему пару пластиковых бутылок. Злой народ смеялся над Кэссищей, а она натурально обиделась на нас на всех за это ... Забегая вперед, скажу, что "костюм Бэтмена" нам не понадобился всё-таки. Вода не была большой, особо опасных порогов не было (не сезон), да мы ещё периодически сходили на берег, и Кэсси этим модным прикидом лишь цеплялась за кусты и потешно громыхала , поэтому мы очень быстро  избавили её от него. Наша группа рассредоточилась на двух катамаранах. Оказалось, что нас "немножко многовато", поэтому двое из нас - я и Татьяна - восседаем каждая на "своём" кате в качестве бонуса, ибо вёсел на всех не хватает, и нам с ней приходится все 14 дней просто сибаритствовать, наслаждаться окружающими видами, ну и, разумеется, фотографировать.

Все остальные - тоже наслаждаются (наверное ), но по большей части гребут. Да, я ж совсем забываю описывать географию маршрута! Из Песчаного мы выходим в р.Калга, преодолеваем ряд порогов и входим в Поригозеро. Вообще, такое ощущение, что на нашем маршруте озёра "нанизаны" на Калгу как бусины на нить. Мы идем по Калге, выходим в одно озеро, из него снова в Калгу, в другое озеро... Останавливаемся на берегу для перекуса, для ночевок.
Юра, наш инструктор, сказал потом, что нам жутко повезло с погодой, обычно в это время (середина-конец августа) здесь уже дожди. За всё наше путешествие дождь был, по-моему, всего один раз, а всё остальное время - если не солнечно, то хотя бы облачно без дождей. Супер!

Ещё одно преимущество "низкого сезона" было в отсутствии гадких насекомых. Я ужасно переживала по поводу клещей, но, видимо, они здесь вообще не водятся. Единственное, кто нам досаждал - так это муравьи, да и то при условии неправильного выбора места для палатки. Правда, в один из непрекрасных вечеров Кэссищу сильно покусала мошкара, бедная сладкая Мышинная мося раздулась просто на глазах и стала похожа на шар-пейную. Ужас! Пришлось её пару вечеров оставлять в палатке вместо посиделок у костра (так она обычно лежала с нами у костра, на своем личном туристическом коврике). А потом мошкара куда-то делась, так же резко, как и появилась... На первом фото видно, что морда у Кэссищи еще немного опухшая  под нижней челюстью

Я что-то плохо помню, как мы ограничивали себя в фотографировании , ибо заряжать аккумулятор и сливать кадры было негде. Кругом были ТАКИЕ виды!!!!... Можно было просто лечь на землю и ловить в объектив каждый квадратный сантиметр.

Берега Калги и озёр то покатые - такие называются "бараний лоб", то болотистые, то скалистые и усыпаны острыми валунами. Даже просто поднимаясь вверх по берегу, я не могу не сфотать что-нибудь. Везде - необыкновенно красивый белый мох. Ягоды и листья брусники на нём выглядят просто восхитительно.

Как я написала, поехали мы в сезон, когда вода уже не была большой. С одной стороны, это хорошо тем, что безопаснее, пороги спокойнее, опять же можно не волноваться, что Кэссищу выкинет за борт. С другой стороны, на маленькой воде, по камням, велика вероятность просто порвать катамараны - а это почти катастрофа. Поэтому мы часто сходили - либо для того, чтобы заранее просмотреть с берега предстоящий порог (всё же нередко встречались и сложные, бурные пороги) и принять решение как его проходить, либо для того, чтобы просто руками, по воде, провести кат на особо мелком участке. Чем больше народу слезет, тем легче кат, тем меньше он елозит по камням. Мне лично не довелось проводить, Олег не разрешал, вода была холодная, а иной раз они и по пояс шли в воде, дно каменистое и неровное. Я только держала покрепче Мышу и сумку с  фотоаппаратом . На особо бурных порогах нас с Татьяной признавали балластом и высаживали на берег, было ужасно обидно идти берегом. Зато можно наделать кадров со стороны "как это было". Ниже микро-репортаж о прохождении порога "Клык" (торчащий посередине русла валун).

"Клык". Слева пойдешь- на мель напорешься, справа пойдешь - то же самое. Прямо пойдешь- размажешься по валуну.

Подходят к нему

Проводят кат

Мель удачно пройдена, "Клык" мастерски обогнут, запрыгнули и понеслись дальше. Стойте, а как же фотограф?!

Самое время немного рассказать о катамаранах. Как я уже написала, они надувные, поэтому нужно очень внимательно проходить обмелевшие участки, периодически подкачивать сплавсредства и вообще всячески любить их. На третьей картинке (выше) видна обычная нагруженность ката: спереди привязаны две бочки с продуктами, по бокам (желтые и синие) гермомешки с одеждой, служащие также сидением, в центре, под красным "закрывалом", остальные вещи (фотоаппараты, удочки, ещё что-то). Я сижу в самом конце, на транце, либо, на бурных участках - в центре.
Очередной порог пройден, продолжаем входить и выходить из озер: Поригозеро - Пиртозеро - Амбарные озера... На стоянках, если мы с Олегом не дежурили "по столовой", то первым делом неслись искать хорошее место для палатки (под конец совсем уж распальцевались   - искали чтобы не только тихо было, без муравьев, но и красиво), "забивали" его и дальше - кто во что горазд. Либо объедались ягодой (черникой, голубикой, костяникой, княженикой), либо фотографировали.

Ягодой, при желании, можно было даже наесться. Её там было СТОЛЬКО!.. И это третье преимущество "низкого" сезона - всё уже созрело, грибов и ягод - ешь не хочу. Кэсси тоже очень даже не отказывалась от ягоды, только предпочитала есть её уже собранную, с руки. А если ей предлагали заняться сбором ягоды самостоятельно, она задумывалась...и ложилась спать . Ну а чего волноваться - хозяева в течение часа с места точно не передвинутся, в мире всё стабильно, на солнце тепло, а на мху сухо. ШЕЛТИ может поспать

На очередной стоянке обнаружили, что позади неё находится совершенно шикарное болото, издалече, правда, больше похожее на какое-то взорванное поле. Болото большей частью оказалось проходимым, и мы ушли его обследовать. Не буду писать очередную банальность о том, что там очень красиво. Совершенно оригинальные сосны - маленького роста, но выглядящие вполне сформированными, этакий карельский бонсаи.

Проходим последнее из озёр - Калгозеро. На восьмой день впереди дер.Калгалакша. ЛЮДИ, ЭТО ВЫ???!!! (других населенных пунктов на нашем пути не было). Вода здесь становится более соленой - мы подходим к месту впадения Калги в Белое море (точнее, в Калгалакшскую губу БМ), поэтому воду запасаем заранее. В деревенском магазине пополняем  запасы продуктов, а также немножко шикуем - каждый покупает себе кто чего хочет - йогурты, яблоки, пиво и т.п. И ещё - заряжаем умирающий фотоаппарат, ура! Местные кобели страшно рады Кэссиному присутствию , ибо "девушка созрела" Нам нужно дождаться прилива, чтобы выйти в море.

Подходим к Калгалакше, растительность за бортом всё интереснее

Пыталась сфотать прилив...

...не очень удачно выбрала место, кадры несколько разные по масштабу получились...

...но в целом прилив очевиден

Здесь мы первый раз сталкиваемся с таким "явлением", как няша (мы её очень быстро переименовали в г*вняшу) - это вязкая чавкающая полоса ила, водорослей и всего того, что обнажается с отливом. Пахнет "чудесно"!... Мы с Олегом, немного (НЕМНОГО!) навеселе, убредаем исследовать деревню и то, что за деревней.

Ждём прилива...

Нашли нечто заброшенное, в больших количествах. Отметили для себя - кладбище кораблей!

Прилив есть, его не может не есть! Катамараны цепляются друг за другом, и на первый ставится лодочный мотор, ибо на вёслах по морю не нагребёшься. Идем часа 2-3, наша цель - мыс Соломенный острова Олений (ещё раз взгляните, где это). Красота островов, которые мы проходим, не поддаётся рассказу! На пути у нас встречаются морские пороги, описать которые я затрудняюсь. Если сможете - представьте себе гигантскую по протяженности в длину, но не резкую, ступеньку в море. Вроде проходим её без напряжения, но она чувствуется! Прибавьте к этому понимание глубины моря - в совокупности ощущения незабываемые: это что-то, чего не видно, но что очень явственно присутствует. Мне сказали, что морские пороги - это явления, обусловленные одновременной встречей приливного и отливного течений.

Нашей следующей целью были острова Супротивные (на карте - красный кружок). Для этого предполагалось, что с Соломенного мы таким же способом преодолеем открытый участок моря. Но погода нас сильно подвела. Начался шторм, и идти по морю было опасно и страшно. Поэтому двое из наших инструкторов пошли по морю на катах с вещами, а третий повел нас просто по берегу огромного Оленьего острова. Идея была такова - дойти до того участка Оленьего, который находится прямо напротив островов Супротивных (смотрите опять-таки карту), вроде там и расстояние меньше по морю, и участок уже должен быть спокойнее. В инете я потом совершенно случайно наткнулась на фотографию (ниже), довольно точно показывающую, что из себя представляет берег "похода". Это очень, ну очень пересеченная местность - то няша, то лес, то песок, то залежи нанесённых деревьев, то поля больших и маленьких валунов. Я не знаю, сколько мы по времени шли, мне показалось - часов 5. Наша группа растянулась по берегу в колонну длиной, наверное, в километр. Олег и некоторые другие мушчины шли в самой голове колонны, а мы, трое мадамов, тащились сзади, кляня всё на свете. А Кэсссиииии!.. Кэсси бегала, не переставая, вдоль этой колонны, ибо ей было плохо от того, что Олег - вон где, а Я (то есть я) - вообще бог весть где. Теперь попытайтесь прикинуть, сколько Кэсси намотала километров за время этого перехода. Когда мы подошли к заветной "точке на карте", море действительно уже было спокойным, вокруг - хоть глаз коли, все люди - просто никакие. Нас перевезли на остров, и мы с Олегом начали ставить палатку. Так вот, мой бедный Мыш - увидев наши вещи, он ПРОСТО упал на них и больше не вставал. С большим трудом удалось её оттащить от разложенной палатки, которую нужно было ставить. Я никогда раньше не видела Кэссищу не то, чтобы умаявшейся, а даже просто уставшей. Видимо, это был тот день, когда Наш Энерджайзер израсходовался.

"А поутру они проснулись..." И обнаружили, что вокруг - сказка. Я всё время забываю написать, что помимо покупных продуктов, у нас на столе водились "дары моря". По отливу можно было спокойно насобирать мидий - их было просто немеряно! И единственная проблема для группы из 15 человек - это начистить достаточное количество. Морскую капусту (на фото - повешена на дерево) наши "морские волки" притаскивали с морской же рыбалки, мы её тушили, заправляли майонезом и чесноком...ммм...объеденье! А кроме этого, конечно же, всяческая рыба - навага, треска, ещё кто-то. По приливу оживают водоросли (у берегов это был фукус), и прибрежные воды приобретают вид гигантского аквариума.

Поскольку очень хотелось и помыться, и просто искупаться, и попробовать что же это такое - Белое море, то мы таки решились на это. Водичка, надо сказать, градусов 10, не более. Дожидаемся, когда в протоку дойдет прилив, и... ("...и" сделал только Олег, я осмелилась лишь зайти по колено и снять "аквариум" - фото выше)

"Он топится, ТОПИТСЯ!!! Спасите кто-нибудь!!!"

Олег не может решиться прыгнуть. Между прочим, там глубоко!

"Он сделал это!!"

Всюду жизнь, даже на голом камне
И ещё немного кадров нашего лагеря на последней стоянке

К величайшему сожалению, на этом наш фотоаппарат разрядился окончательно, хотя до окончания похода оставалось ещё два дня. Мы не смогли запечатлеть поездку на соседний остров, где расположены древние каменные могилы и вообще пейзаж просто футуристический. Не попал в кадр невероятно плотный туман в день нашего возвращения в Калгалакшу. Так я и не засняла полосу няши у нашего острова, протянувшуюся на несколько сотен метров в сторону моря...
Идем по морю назад в Калгалакшу, встречаемся там с нашими городскими вещами, отобранными у нас на оз. Песчаном в самом начале сплава. Оттуда забрасываемся назад, на ст. Энгозеро, в поезд до Москвы.
Дома Кэсси и вещи подвергаются глубокой очистке   и помещаются для просыхания на лоджию. Кэсси тает...и падает спать. Интересно, ей снится Карелия?...